02 октября 2020 г. American Society of Hematology опубликовало обновленное руководство по венозной тромбоэмболии: лечение тромбоза глубоких вен и тромбоэмболии легочной артерии.
Рекомендации:
1) У пациентов с неосложненным тромбозом глубоких вен (ТГВ) предлагается лечение на дому, нежели чем лечение в больнице.
2) У пациентов с ТЭЛА с низким риском осложнений предлагается лечение на дому, нежели чем лечение в больнице.
3) У пациентов с ТГВ и/или ТЭЛА предлагается применение НОАК, нежели чем антагонисты витамина К.
4) У пациентов с ТГВ и/или ТЭЛА не отдается предпочтение какому либо отдельному препарату НОАК.
5) У большинства пациентов с проксимальным ТГВ предлагается применение изолированной антикоагуляционной терапии, нежели чем применение тромболитической терапии в дополнение к антикоагуляции.
6) У пациентов с ТЭЛА и гемодинамическим угнетением (нарушением) рекомендуется применение тромболитической терапии с последующей антикоагуляцией, нежели чем изолированная антикоагуляция.
7) У пациентов с ТЭЛА и с ЭХОКГ-признаками и/или биомаркерами, указывающими на дисфункцию правого желудочка , но без гемодинамических нарушений (субмассивная ТЭЛА), предлагается изолированная антикоагуляция, нежели чем рутинное применение тромболитической терапии в дополнение к антикоагуляции.
8 ) У пациентов с обширным ТГВ, у которых применение тромболитической терапии считается надлежащим, предлагается применение нацеленной катетерной тромболитической терапии, нежели чем системная тромболитическая терапия.
9) У пациентов с ТЭЛА, у которых применение тромболитической терапии считается надлежащим, предлагается применение системной тромболитической терапии , нежели чем нацеленной катетерной тромболитической терапии.
10 и 11) У пациентов с проксимальным ТГВ и значительной существующей до этого кардио-пульмональной болезнью, а также у пациентов с ТЭЛА и с гемодинамическими нарушениями, предлагается изолированная антикоагуляция, нежели чем антикоагуляция плюс введение фильтра нижней полой вены (кава-фильтра).
12 , 13 и 14) Для первичного лечения пациентов с ТГВ и/или ТЭЛА, которые провоцируются транзиторными факторами риска (пункт 12) или хроническими факторами риска (пункт 13), либо непровоцированные (пункт 14), предлагается применение более короткого курса антикоагуляции для первичного лечения (3-6 месяцев), нежели чем более длительный курс антикоагуляции для первичного лечения (6-12 месяцев).
15 , 16 и 17) У пациентов с непровоцированным ТГВ и/или ТЭЛА, предлагается не использовать рутинно прогностические шкалы (пункт 15), тестирование Д-димера (пункт 16) или УЗИ (пункт 17) для обнаружения остаточного венозного тромбоза с целью определения продолжительности антикоагуляции.
18) После завершения первичного лечения у пациентов с ТГВ и/или ТЭЛА спровоцированных хроническими факторами риска, предлагается длительная антитромботическая терапия, нежели чем прекращение антикоагуляции.
19) После завершения первичного лечения у пациентов с непровоцированным ТГВ и/или ТЭЛА, предлагается длительная антитромботическая терапия, нежели чем прекращение антикоагуляции. Заметка : данная рекомендация не относится к пациентам с высоким риском кровотечений.
20) У пациентов с ТГВ и/или ТЭЛА, которые завершили первичное лечение и будут продолжать получать вторичную профилактику, предлагается применять антикоагуляцию, нежели чем аспирин.
21) У пациентов с ТГВ и/или ТЭЛА, которые завершили первичное лечение и будут продолжать принимать антагонисты витамина К как вторичную профилактику, рекомендуется применение международного нормализованного отношения (МНО) в пределах 2,0-3,0 , нежели чем более низкие пределы (например 1,5-1,9).
22) У пациентов с ТГВ и/или ТЭЛА, которые завершили первичное лечение и будут продолжать принимать НОАК для вторичной профилактики, предлагается применение стандартной или сниженной дозы НОАК.
23) У пациентов с рецидивом ТГВ и/или ТЭЛА во время терапевтического лечения антагонистом витамина К, предлагается применение низкомолекулярного гепарина, нежели чем НОАК.
24а) У пациентов, у которых развивается ТГВ и/или ТЭЛА спровоцированные транзиторными факторами риска и у которых имеется анамнез предыдущей непровоцированной венозной тромбоэмболии, либо венозной тромбоэмболии провоцированной хроническими факторами риска, предлагается длительная антитромботическая терапия, нежели чем прекращение антикоагуляции после завершения первичной терапии.
24b) У пациентов, у которых развивается ТГВ и/или ТЭЛА спровоцированные транзиторным фактором риска и у которых имеется анамнез предыдущей венозной тромбоэмболии, которая также была спровоцирована транзиторным фактором риска, предлагается прекратить антикоагуляцию после завершения первичной терапии, нежели чем проводить длительную антитромботическую терапию.
25) У пациентов с рецидивным непровоцированным ТГВ и/или ТЭЛА, рекомендуется длительная антитромботическая терапия, нежели чем прекращение антикоагуляции после завершения первичной терапии.
26) У пациентов с ТГВ и/или ТЭЛА со стабильной кардио-васкулярной болезнью , которые начинают антикоагуляцию и которые до этого принимали аспирин для модификации кардио-васкулярного риска, предлагается отменить аспирин, нежели чем продолжать прием аспирина в течение антикоагуляционной терапии.
27 и 28) У пациентов с ТГВ с или без повышенного риска посттромботического синдрома, предлагается не использовать рутинно компрессионные чулки. Подробнее смотрите в прикрепленном файле
Автор обзоров мировой медицинской периодики на портале MedElement - врач общей практики, хирург Талант Иманалиевич Кадыров.
Закончил Киргизский Государственный медицинский институт (красный диплом), в совершенстве владеет английским языком. Имеет опыт работы хирургом в Чуйской областной больнице; в настоящий момент ведет частную практику.
Регулярное повышение квалификации: курсы Advanced Cardiac Life Support, International Trauma Life Support, Family Practice Review and Update Course (Англия, США, Канада).