Интеграцию с новым порталом "Единое хранилище данных" (ЕХД) отменили. Во время его презентации выяснилось, что нужды в отдельном портале нет и без него можно обойтись. К тому же известие об еще одной интеграции вызвало стойкое неприятие среди всех разработчиков МИС. Текущее количество порталов МЗ РК, с которыми каждая МИС должна быть интегрирована, итак давно превосходит все разумные пределы. 

Кто и когда ответит за принятие неудачных решений в электронном здравоохранении? Эти и другие неудобные вопросы поднимает в своем комментарии наш эксперт.


Экспертное мнение

Виталий Ермоленко, директор ТОО "MedElement"

Оригинал комментария - здесь


Еще одного портала МЗ и еще одной интеграции не будет! Немного о позитивных сдвигах и эффективности активной позиции IT-компаний в сфере.
Позвольте поделится личным мнением о прошедшей недавно (13.02) рабочей встрече комиссии по цифровизации МЗ РК
Однозначно, самым важным вопросом этой встречи было обсуждение “внезапно появившегося” нового портала МЗ - Единого хранилища данных (ЕХД) и вопроса необходимости интеграции с ним МИС, о чем нас (разработчиков) уведомили за несколько дней до собрания.
Сложно передать все возникшие у меня при получении этой новости эмоции, но одно точно - хотелось ругаться и ругаться нецензурно (что вообще мне абсолютно несвойственно).
Как такое возможно??? Создать архитектуру электронного здравоохранения, в которой каждая МИС должна одновременно интегрироваться более чем с 10 различными порталами МЗ. Порталами, написанными на разных технологиях, в разное время, плохо документированными, имеющими порой несогласованные справочники и сущности, взаимозависимые в работе… А затем... придумать еще один портал, чтобы отдельному департаменту МЗ было удобно собирать годовой отчет.. ??? Слов нет!
Судя по всему, подобные эмоции и подобное неприятие “новых инициатив” появилось не только у меня, но и у других разработчиков МИС, работающих на рынке. Небольшим, но ярким фактом подтверждающим это, на мой взгляд, явилась внепланово подготовленная презентация по теме, в которой руководитель “Дамумед” Наталья Киль (!), простым языком объяснила, что столь “оперативно материализовавшаяся идея” МЗ, должна сразу же умереть и не рождаться больше никогда! И с этим, безусловно согласились все разработчики МИС-ов.
Вообще, на этой встрече, пожалуй впервые, наблюдалось такое единство мнений среди разработчиков МИС-ов и такая активная позиция.
И вообще, эту рабочую встречу можно назвать исключительной, т.к впервые комиссия по цифровизации голосовала и ее голос был услышан и принят во внимание.
Так что “страна может спать спокойно”, еще одной N-ой интеграции не будет (со всеми вытекающими для врачей, статистов, руководителей клиник, ну и нас, разработчиков)
Однако, стоит еще раз задать пару важных вопросов (которые поднимались и на той встрече тоже) руководителю ДЦЗ Бейбуту Есенбаеву и нашему “цифровому комиссару”, вице-министру Олжасу Абишеву ((тегнуть не могу, он меня заблокировал) который очень давно не появляется на встречах с разработчиками МИС-ов):
  • Почему руководство электронного здравоохранения, планируя такие достаточно важные и серьезные архитектурные вещи, не привлекает и абсолютно игнорирует мнение опытных компаний-разработчиков, умеющих строить масштабируемые решения, имеющих опыт работы с нагруженными системами, работающих в поле и понимающих тему очень глубоко? Почему такие важные вопросы принимаются в кабинетах МЗ, без вынесения на предварительное обсуждение экспертной комиссии (которая и создана для этого)?
  • За чей счет проводятся эти эксперименты? Кто и какую ответственность понесет за потраченные впустую трудовые и материальные ресурсы? Ведь мало того, что кто-то принял решение реализовать этот бессмысленный, лишний портал, его каким-то образом даже умудрились оперативно разработать. Хотя при этом мы постоянно наблюдаем дефицит человеческих ресурсов со стороны РЦЭЗ в плане обслуживания существующих информационных систем.
Скорее всего ответов на эти вопросы мы не получим, но не задать их тоже нельзя! Потому что нельзя так. Так быть не должно!
Также очень хочется спросить Елжана Амантаевича, относительно результативности подразделений электронного здравоохранения:
Уже много-много лет, при абсолютном отсутствии дефицита бюджета на цифровизацию, при отсутствии текучки в менеджменте электронного здравоохранения, мы видим не меняющуюся (точнее ухудшающуюся) картину. Все те проблемы, которые описывались в 2013 году в преамбуле Концепции развития электронного здравоохранения - все это мы имеем и сейчас в 2020-ом, спустя 7 лет.
  • Нет единого государственного хранилища медицинской информации (Платформы), нет реально запущенного Паспорта здоровья (только заявления и обещания в течение 3-х последних лет), нет Шины интероперабельности, с которой должны работать все информационные системы (как государственные, так и частные)
  • Нет утвержденных стандартов и НПА в сфере сертификации МИС-ов, стандартизации этих процедур, стандартов и регламентов по электронным медицинским документам. Даже “злосчастный, сырой” 127 приказ, который г-н Абишев обещал проработать и изменить в июне 2018 года, до сих пор жив и здравствует в своей первоначальной редакции.
  • Нет нормальной технической и консультационной поддержки ИС МЗ (нет SLA (утвержденных уровней обслуживания), регламентов развития систем, элементарно, нормальной документации), системы регистрации инцидентов
  • Нет четкого плана развития информационных систем МЗ и запуска Платформы. На рабочих встречах с руководством ДЦЗ мы постоянно слышим: “мы не знаем, что потребуется завтра, завтра возможно нужно будет другое..”
  • Имеет место абсолютное игнорирование инициатив и предложений со стороны (видимо неугодных, “не своих”) IT-компаний (при том, что регулярно МЗ просит IT сферу быть активными, предлагать что-то). Зарезаются инициативы по готовым, работающим, казахстанским решениям. Предложения внедрить готовые казахстанские разработки, практически не требующие ни трат финансов, ни затрат времени, заворачиваются различными бюрократическими “отписками” либо полным игнорированием обещаний и сроков рассмотрения вопросов.
  • Комиссия по цифровизации, утвержденная вашим приказом, ни разу не следовала утвержденному вами регламенту, и лишь один раз (!) добилась голосования и принятия решения (хотя пока мы протоколы не видели, но озвучено было так) за почти 2 года работы.
Все это, на мой взгляд, говорит о недостатке компетенций управления электронного здравоохранения МЗ РК.
Не хочу показаться критиканом или популистом (поверьте, это не мое амплуа и цель, я лишь защищаю свои инвестиции, инвестиции своих партнеров и хочу сделать что-то полезное для страны), и однозначно, не в моей компетенции что-то вам советовать или рекомендовать, но…
Может пора спрашивать за результаты с конкретных менеджеров ЭЗ МЗ? Может пора показать, что недостижение целей и бездумная трата бюджета наказуемы? Может пора спросить за закрытые программы, за провал реализации КРЭЗ? Может пора остановить строительство “потемкинских деревень” в электронном здравоохранении? Может пора считать, сколько потрачено и что имеем “на выходе”?
И да, пожалуйста, обратите внимание на отечественных разработчиков медицинского ПО, дайте “зеленый свет” тем, кто знает свое дело, хочет и инвестирует в развитие IT в медицине, поддержите сильных и активных игроков и используйте их опыт и компетенции в вопросах развития сферы.
пс: а вообще, хочу сказать, что в целом я доволен, результатами этой конкретной рабочей встречи 13 февраля и очень надеюсь, что подобный, реально работающий формат станет нормой. Ведь от этого, наша система электронного здравоохранения, наши конечные пользователи и население - все только выиграют.

Другие новости из этого раздела
Читайте нас в Telegram!