Если вы врач в аэропорту (Lancet Haematology, январь 2023)

В выпуске за январь 2023 г. Lancet Haematology врач, которая специализируется на тромбозах и гемостазе, описала ситуацию, когда она оказалась пациенткой.

Далее идет её краткое повествование:

"Я упала в обморок в международном аэропорту в г. Сан-Паулу, куда я прилетела после длительного перелёта. Я была без сознания приблизительно в течение 3-х минут, мой пульс был 130 в минуту, нормальный уровень сахара, и сатурация 93% (помощь оказывали медики-сотрудники аэропорта). Но медики ничего не предприняли. После полного возврата сознания я пошла к выходу, у меня была одышка и у меня было ощущение смерти. Какая-то женщина, увидев моё состояние, вызвала скорую помощь. Приехали два врача-женщины. Они установили диагноз тревожного расстройства.

Через несколько часов, в стационаре недалеко от аэропорта, кудя я самостоятельно обратилась, легочная ангиография выявила обширную двустороннюю ТЭЛА. Я была госпитализирована в отделение интенсивной терапии, и (так как я отказалась от тромболитической терапии) мне были назначены эноксапарин и варфарин.

На настоящее время, у меня нет последствий или рецидива тромбоэмболического события. То, что я являюсь врачом специалистом по тромбозу и гемостазу, позволило мне сразу предположить диагноз ТЭЛА и сделать надлежащие шаги для срочной диагностики и лечения. Это в самом деле спасло мою жизнь от халатной медицины.

Синкопе является редким проявлением ТЭЛА (распространённость около 0,8% в приёмном отделении и около 1% у стационарных пациентов).

Однако, по данным из аэропорта Шарль-де-Голль (Париж, Франция) синкопе было изначальным проявлением ТЭЛА у 48% пассажиров, прибывших в данный аэропорт, у которых была подтверждена ТЭЛА. Из них, у 95% ТЭЛА была двусторонней.

Перелёты на самолёте являются известным фактором риска венозной тромбоэмболии. Риск возрастает с увеличением длительности перелёта.

В исследовании в аэропорту Шарль-де-Голль, все случаи ТЭЛА развились либо во время полёта, либо когда пассажир встаёт с кресла самолёта по прибытию, либо в момент, когда пассажир идет от самолёта по рукаву.

Одышка является субъективным ощущением нарушения дыхания или дискомфорта дыхания, которое заключается в чётких ощущениях разной интенсивности. Одышка является важной жалобой, которая может быть проявлением разной патологии. Данное ощущение включает и субъективное ощущение и объективную реакцию. При оценке пациента с одышкой, применение систематического подхода к выявлению причины, провоцирующие факторы и степень нарушения дыхания и её тяжесть, всё это является важным.

Одышка является наиболее частым симптомом ТЭЛА. Психогенная одышка может быть причиной нарушения дыхания, однако её нужно рассматривать только после того, как были исключены другие диагнозы.

Интригующим вопросом моего опыта является: почему медики аэропорта оценили эпизод синкопе, с последующей тахикардией, гипоксемией и одышкой как тревожное расстройство? У меня на тот момент был явный фактор риска и объективные признаки ТЭЛА. Видимо немедицинские факторы оказали влияние на диагностические и лечебные решения медиков аэропорта.

Эксперимент с пациентами-актёрами из разной комбинации пола, расы, возраста, социально-экономического статуса и страховки, которые обращались с одышкой или с болями в грудной клетке, показал, что наиболее частыми диагнозами для обеих симптомов были психогенные или кардиологические. Более молодые пациенты чаще получали психогенный диагноз, в то время как пожилые пациенты получали кардиологический диагноз.

Когда я думаю про мой опыт в аэропорту, то я спрашиваю себя: как много людей с ТЭЛА проявляющейся одышкой, получили диагноз тревожного расстройства во всём мире? Если бы я была мужчиной, было бы моё ведение другим? Возможно ли, что врачи как правило недооценивают тяжесть симптомов у пациентов-женщин с одышкой или с другими субъективными жалобами?"

Автор Suely Meireles Rezende


Подробнее смотрите в прикрепленном файле


Автор обзоров мировой медицинской периодики на портале MedElement - врач общей практики, хирург Талант Иманалиевич Кадыров.

Закончил Киргизский Государственный медицинский институт (красный диплом), в совершенстве владеет английским языком. Имеет опыт работы хирургом в Чуйской областной больнице; в настоящий момент ведет частную практику.

Регулярное повышение квалификации: курсы Advanced Cardiac Life Support, International Trauma Life Support, Family Practice Review and Update Course (Англия, США, Канада).

Посмотреть другие обзоры


Другие новости из этого раздела
Все разделы
Перейти