Когда говорят о необходимости поддерживать отечественных производителей, в первую очередь вспоминают о продуктах питания и прочих потребительских товарах. Между тем в Казахстане немало производителей, работающих в других сегментах. Они также представители отечественного бизнеса и продают продукты и услуги казахстанского содержания.

Мы решили открыть свой проект «Сделано в Казахстане» именно с такого «нетипичного» производителя. Казахстанская компания Inside уже 14 лет занимается разработкой и внедрением программного обеспечения для бизнеса. Системы Inside — самый известный казахстанский софт для автоматизации ресторанов и торговли. Помимо этого в прошлом году компания запустила интересный стартап из сферы облачных технологий (SaaS) — облачный сервис для клиник и пациентов MedElement (www.medelement.com).
 
О специфике казахстанского IT-бизнеса в интервью «&» рассказал генеральный директор компании Inside и основатель проекта MedElement Виталий Ермоленко.
 
Виталий, расскажите немного о себе. Когда вы начали свое первое дело, с чем оно было связано, каких успехов достигли?
 
Первое дело было организовано в самом конце 90-х годов. Это был бизнес, связанный с автоматизацией сферы общественного питания. Мы разработали программное обеспечение, которое позволяло вести комплексный учет в ресторанах. Нашим первым клиентом стала алматинская кофейня «Белый кит». Это было в 1999 году. Тогда автоматизации как таковой в Казахстане практически не было.
 
Моментом, когда мы взяли хороший старт, я считаю 2002 год, после сотрудничества с таким крупным клиентом, как развлекательный комплекс «Метро» в Алматы. Это уже был масштабный проект с внедрением многофункциональной системы. Рынок очень хорошо откликнулся на наше предложение, и поскольку ниша была пустой, известные крупные рестораны один за другим начали приобретать наш программный продукт.
 
Сейчас мы работаем с компаниями по всей республике. Согласно нашей статистике, около 1400 предприятий из различных сфер воспользовались нашими услугами или приобрели наш продукт. Я считаю, это успех для рынка Казахстана.
 
Функционал нашего программного обеспечения постоянно развивается. Сейчас мы занимаемся программным продуктом, который называется IQ. Это совершенно новая линейка систем автоматизации со значительно более широкими возможностями, чем наши первые разработки.
 
После опыта автоматизации процессов в сфере обслуживания вы приняли решение сфокусироваться на автоматизации в сфере медицины и основали проект MedElement. Можете рассказать, почему было принято такое решение? В чем основные трудности с проектом?
 
По мере того как мы работали в сегменте автоматизации ресторанов, к нам начали поступать запросы из других сфер. Таким образом, мы постепенно расширяли линейку наших программных продуктов. И примерно в 2006 году мы получили первый запрос в сегменте здравоохранения, к нам обратились два государственных медицинских учреждения — Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и Центр медицины катастроф. Приступив к реализации этих проектов, мы увидели, что автоматизация в казахстанской медицине — это свободная ниша, и решили развиваться в этом направлении.
 
Сфера здравоохранения — это социально важный кластер, и мы поняли, что можем внести свой вклад в то, чтобы качество медицинских услуг стало выше. Наши текущие решения были адаптированы к нуждам медицины, и мы провели серию внедрений систем автоматизации в клиниках и аптеках. Однако постепенно пришло осознание, что у рынка есть потребность в профессиональных решениях, полностью заточенных на бизнес-процессы в медицине.
 
В 2010 г. мы приступили к проектированию веб-платформы MedElement. По нашему видению эта платформа должна стать главным пространством для коммуникаций между врачом и пациентом через интернет. Платформа включает несколько проектов, в том числе облачный сервис для автоматизации клиник. На данный момент это уже работающее решение, которое используется в ряде казахстанских частных клиник. Помимо этого в сервисе зарегистрировано более 800 практикующих врачей.
 
Основные трудности с проектом связаны с тем, что аналогичных решений нет не только в казахстанском сегменте, но и в России. Поэтому нам приходится экспериментировать, быть первопроходцами и в технологическом, и маркетинговом плане.
 
Кроме этого, мы столкнулись со значительными финансовыми затратами. Ведь для того чтобы сделать качественную специализированную веб-платформу, нужны очень большие ресурсы (серверы, оплата работы программистов, тестеров, услуг коммуникационных компаний и многое другое). Также весьма затратной частью является вовлечение профессиональных врачей в проект в качестве консультантов и медицинских редакторов.
 
Еще один продукт, который вы создали, — первое казахстанское мобильное приложение для врачей Dariger. Можете рассказать о продукте, когда его запустили, какова целевая аудитория? Судя по скачанной мною программе, количество загрузок превышает 15 тысяч. Оправдались ли ваши ожидания от запуска проекта?
 
Продукт Dariger был создан в 2013 году в связи с тем, что мы сами в процессе своей работы столкнулись с вакуумом в получении определенной медицинской документации. Как оказалась, и врачам тоже затруднен доступ к стандартам диагностики и лечения заболеваний, которые разрабатывает Минздрав РК. Поставив перед собой задачу интегрировать эту информацию в наш продукт, мы начали сбор этих документов через сотрудничество с Министерством здравоохранения.
 
По мере того, как мы загружали документы в свою систему, в какой-то момент стало понятно, что у нас оказалась самая полная база хорошо структурированной информации. С учетом тенденции к использованию смартфонов мы решили, что врачам будет очень удобно получать доступ к информации не через сайт, а очень оперативно — прямо с телефона, в любой момент.
 
При поддержке компании «Билайн Казахстан» мы разработали мобильное приложение для смартфонов на базе Android и iOS.
 
Проект Dariger как с нашей стороны, так и со стороны «Билайна» имел социальный характер, поэтому мы не ставили по нему каких-то коммерческих целей. Единственное ограничение для пользователей — по территории использования. Приложение доступно только для Казахстана.
 
То есть, находясь в России, я не смогу воспользоваться приложением?
 
Да, в России вы не найдете это приложение нигде. Оно доступно только для пользователей в Казахстане.
 
Сейчас у нас более 17 000 загрузок этого приложения. И если наша целевая аудитория — врачи, студенты-медики, которых в Казахстане около 65 тысяч, то понятно, что нам удалось охватить хороший и большой сегмент.
 
Как вы в целом оцениваете ситуацию на рынке автоматизации? В период кризиса предприятия снижают свои расходы на автоматизацию либо, наоборот, готовы вкладываться в это направление, чтобы сделать свои процессы эффективнее?
 
Конечно, в моменты кризиса мы чувствуем спад бизнес-активности. Мультипликативный эффект в экономике ощущается и в нашей работе. Компания ориентирована на малый и средний бизнес, а эти сегменты очень чувствительны к кризисным явлениям.
 
При этом мы понимаем, что среди большого количества мелких и средних предприятий есть те, которые видят в кризисе выгодные возможности. Они как раз понимают, что автоматизация — это крайне необходимый инструмент для того, чтобы начать считать, анализировать и понимать, как оптимизировать работу и сокращать издержки. Поэтому те, кто пользуется автоматизацией как средством, которое помогает преодолеть трудности, конечно, выигрывают.
 
На ваш взгляд, чего сегодня не хватает, чтобы процесс автоматизации происходил быстрее?
 
Пожалуй, единственная вещь, которая затормаживает процесс внедрения автоматизации, — это менталитет. Наш опыт показывает, что наиболее успешная автоматизация внедряется там, где есть твердая воля руководства и четкая позиция — «нам это нужно». Если менеджмент компании четко понимает необходимость автоматизации и дает конкретные инструкции, то процесс автоматизации проходит безболезненно.
 
Как автоматизация меняет жизнь обычных потребителей?
 
Конечно, улучшает. Обработка бизнес-процессов в системах автоматизации — это не только решение вопросов учета финансов и товаров, но и повышение уровня сервиса — скорости обслуживания клиентов, удобства получения услуг. Конечный потребитель всегда выигрывает, когда все процессы, будь то заказ блюда в ресторане, оплата счета или запись на прием к врачу, проходят через электронную систему, а не ведутся вручную «на коленке».
 
Спасибо за интервью!
 
Ерболат Еркебуланов газета «Бизнес и Власть» (от 25 марта 2015 г.)


Другие новости из этого раздела
Читайте нас в Telegram!