Профессиональный аккаунт
У вас пока нет действующего кабинета в МИС "МедЭлемент". Создать кабинет частной практики?
16 мая 2025 г. в журнале AJH опубликована статья “Острый лимфобластный лейкоз у взрослых: обновление 2025 г. по диагностике, терапии и мониторингу”.
Острый лимфобластный лейкоз (ОЛЛ) - это гематологическое заболевание, характеризующееся клональной пролиферацией и накоплением лимфоидных клеток-предшественников в костном мозге в дополнение к экстрамедуллярным очагам. Согласно базе данных по эпиднадзору, эпидемиологии и конечным результатам, в 2024 году в Соединенных Штатах (США) было зарегистрировано около 6800 новых случаев и 1300 смертей от ОЛЛ.
ОЛЛ имеет бимодальное возрастное распределение, при этом первый пик приходится на возраст около 5 лет, а второй - на возраст около 50 лет. Широко известный, как детский лейкоз, он в 50-60% случаев встречается у детей и примерно у 60% пациентов диагностируется в возрасте до 20 лет.
В подростковом и молодом возрасте ОЛЛ встречается относительно редко; только у 25% пациентов диагноз ставится в возрасте от 20 до 60 лет.
На долю взрослых в возрасте 60 лет и старше приходится примерно 11% новых диагнозов.
Недавно выявленные наследственные генетические варианты, связанные с предрасположенностью к ОЛЛ, различаются в зависимости от этнической принадлежности, что согласуется с наблюдаемыми этническими различиями в заболеваемости ОЛЛ.
Эффективность лечения ОЛЛ в педиатрической популяции характеризуется показателями излечения ≥ 80%. Это было достигнуто за счет оптимизации применения цитотоксических химиотерапевтических препаратов, разработанных за последние 50 лет. К сожалению, эти стратегии оказались неэффективными при лечении взрослых пациентов, в результате чего показатели излечения составили всего 40%-50%.
Различия в исходах, наблюдаемые у детей и взрослых пациентов, являются многофакторными. У взрослых с ОЛЛ часто наблюдаются сопутствующие заболевания, которые способствуют ухудшению переносимости интенсивной химиотерапии. Кроме того, у взрослых чаще наблюдаются признаки заболевания высокого риска, такие как неблагоприятные генетические подтипы и повышенная восприимчивость к изменениям эпигенетических модификаторов, что предрасполагает их к резистентности к химиотерапии, что приводит к более низким показателям ответа и более высокой частоте рецидивов.
С другой стороны, детский ОЛЛ характеризуется более “благоприятными” цитогенетическими и молекулярными аномалиями [гипердиплоидия; перестройка ETV6::RUNX1/t] и менее агрессивными признаками (более низкая частота фенотипа, подобного BCR::ABL1). Кроме того, дети с ОЛЛ имеют лучшую переносимость и лучший метаболизм лекарств; следовательно, они достигают более высокой общей интенсивности доз по сравнению со взрослыми. Эти различия обусловливают необходимость разработки инновационных методов лечения взрослого населения.
Более глубокое понимание патогенеза основного заболевания, ведущее к разработке новых методов лечения, в дополнение к улучшению прогнозирования заболевания и использованию лечения, адаптированного к риску, привело к улучшению общих результатов за последнее десятилетие.
Таргетные препараты, включая ингибиторы тирозинкиназы BCR::ABL1, а также антитела, нацеленные на специфические антигены клеточной поверхности (CD19, CD20 и CD22), представляют собой прорыв в лечении ОЛЛ. Современные схемы лечения в настоящее время обеспечивают долгосрочную выживаемость приблизительно 80-90% при ОЛЛ с положительной филадельфийской хромосомой (Ph-положительной), 80% при болезни Беркитта и В-клеточных предшественниках ОЛЛ и 70% при Т-клеточном ОЛЛ среди пациентов, которые могут получать лечение с использованием этих новых подходов. Аллогенная трансплантация стволовых клеток при первой ремиссии остается методом излечения ОЛЛ высокого риска.
Рисунок 1. Алгоритм лечения В-клеточного Ph-позитивного ОЛЛ.
Рисунок 2. Алгоритм лечения В-клеточного Ph-негативного ОЛЛ.
Автор обзоров мировой медицинской периодики на портале MedElement - врач общей практики, хирург Талант Иманалиевич Кадыров.